Харахады (Касич) Султание Изитовна – старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и психологии.
 
Родилась 6 июня 1951 г. в Нижнечирчикском районе (Узбекистан).
В 1970 г. окончила Ташкентское областное дошкольное педагогическое училище, в 1975 г. Ташкентский государственный педагогический институт им. Низами по специальности «Дефектология». Второе высшее образование получила в 1999 г. в Крымском республиканском институте последипломного педагогического образования по специальности «Крымскотатарский язык и литература».
В 2008-2012 гг. обучалась в аспирантуре Института педагогики НАПН Украины (г. Киев).
Область научных интересов – методика преподавания крымскотатарского языка и литературы в дошкольных учебных заведениях и начальных классах с крымскотатарским языком обучения, детская литература, развитие речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, логопедия.
Является автором более 50 научных публикаций и изданий по развитию речи дошкольников, логопедии и методике преподавания крымскотатарского языка и литературы в дошкольных учреждениях и начальных классах.
В Крымском инженерно-педагогическом университете работает с 1996 г. старшим преподавателем кафедры дошкольного воспитания начального обучения, с 2007 г. старшим преподавателем кафедры дефектологии (ныне переименованной в кафедру коррекционной педагогики и психологии).
 
Научные труды и публикации, книжные и методические издания:
 
1995
  1. Влияние речевой среды на формирование навыков родного языка у дошкольников / С.И. Харахады // Проблемы возрождения и развития школ с обучением на государственных языках Крыма : тез. докл. Респуб. науч.-практ. конф., 26-27 января 1995 г. – Симферополь, 1995. – С. 24-25.
1996
  1. Валеологические аспекты в крымскотатарских традициях воспитания / С.И. Харахады // Истоки. – Симферополь, 1996. – № 2. – С. 2-3.
1997
  1. Кенджелерге окъунъыз: мектеп чагъына къадар балалар ичюн : хрестоматия / терт. эткен С.И. Касич-Харахады. – Симферополь : [б. и.], 1997. – 256 с.
1998
  1. Батыр = Богатир. Кримськотатарські традиції / С.І. Харахади // Дошкільне виховання. – 1998. – № 9. – С. 20.
  2. Йылбаш байрамы / С. Харахады // Йылдыз. – 1998. – № 9. – С. 229-236.
  3. Крымскотатарский фольклор в экологическом воспитании детей / С.И. Харахады // Культура народов Причерноморья. – 1998. – № 3. – С. 260-263.
 
1999
  1. Проблемы национального образования и подготовка педагогических кадров для дошкольных учреждений с крымскотатарским языком обучения и воспитания / С.И Харахады // Современная система последипломного образования педагогических кадров: Методология и инновационные технологии : материалы науч.-практ. конф., 22-24 сентября 1999 г., г. Евпатория. – Симферополь, 1999. – С. 32-37.
2000
  1. Балалар шенълене : балалар ичюн саналаштырылгъан байрам ве эгленджели тербиевий тедбирлер / терт. эт., муэл. : С.И. Харахады. – Симферополь : Тарпан, 2000. – 204 с.
  2. Башлангъыч сыныфлар ичюн ана тили боюнджа программа / терт. эт. : А.Р. Бекирова, А.В. Велиуллаева, С.И. Харахады, А.М. Яяева ; Къырым Мухтар Джумхуриетининъ Маариф назирлиги ; Къырым Джумхуриети Оджаларнынъ ихтисасыны юксельтюв ве тасиль кадрларыны янъыдан азырлав инс-ты. – Акъмесджит : Тарпан, 2000. – 63 с.
  3. Элифбе : 1-инджи сын. ичюн дерслик / С.И. Харахады ; рессам. : Э. Сеит-Аметова, З. Акимова. – Акъмесджит : Къырымдевокъувпеднешир, 2000. – 152 с. : рес.
  4. Халкъ агъыз яратыджылыгъы – балаларда Къырым табиатына севги дуйгъуларыны тербиелев вастасыдыр. Оджаларымызгъа методик ярдым / С.И. Харахады // Йылдыз. – 2000. – № 1. – С. 109-116. – Библиогр. : С. 116.
  5. Пути введения ребенка в многонациональный социум / С.И. Харахады // Истоки. – 2000. № 3-4. – С. 19-20.
2001
  1. Тюшюн де айт / С.И. Харахады, Э.К. Джаферова. – Акъмесджит : Оджакъ, 2001. – 10 с.
  2. Роль и место этнопедагогики в подготовке учителя к работе в системе гражданского воспитания / С.И Харахады // Социальная компетентность педагога как системообразующий фактор гражданского образования и воспитания : материалы всеукр. науч.-практ. конф. – Симферополь, 2001. – С. 40-42.
2002
  1. Мектепке азырланам : мектепкедже яштаки балалар ичюн / терт. эт., муэл. : С.И. Харахады, З.З. Касич ; рес. : А. Павлючек, З. Трасинова. – Акъмесджит : Тарпан, 2002. – 200 с. : ил.
  2. Тылсымлы юзюк : масал / рес. А. Муждабаев ; неш. азыр. : С. Харахады, В. Бекирова. – Акъмесджит : Оджакъ, 2002. – 9 с. : рес. – (Къартанамнынъ масаллары).
  3. Крымскотатарское народоведение в дошкольных учреждениях / С.И Харахады // Истоки. – 2002. – № 1-2. – С. 28 ; 2004. – № 1-2. – С. 28-33
  4. Нравственное воспитание детей на традициях крымскотатарской народной педагогики / С.И Харахады // Педагогика добра в контексте этнокультурного социума : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 150-летию со дня рождения И. Гаспринского. – Симферополь : Крымучпедгиз, 2002. – С. 88-90.
2004
  1. Мектеп чагъынадже балаларнынъ нуткъыны инкишаф эттирюв программасы ве методик тевсие / КъМДж Тасиль назирлиги ; Къырым девлет муэндислик-педагогика ун-нъ мектепкедже педагогика каф-сы ; КъДж Дипломдан сонъки педагогик тасиль инс-нъ мектепкедже тербиелев лаб-сы ; азырл. : С.И. Харахады ; такъриз. : М.А. Хайрудинов, А.М. Яяева. – Симферополь, 2004. – 36 с. – Библиогр. : С. 34-35.
  2. Особенности формирования родной речи детей в условиях двуязычия в дошкольных группах с крымскотатарским языком обучения / С.И. Харахады // Январские педагогические чтения: современные образовательные технологии. – Симферополь : Крымучпедниз, 2004. – С. 68-70.
2005
  1. Элифбе : 1-инджи сын. ичюн дерслик / С.И. Харахады ; Г.Э. Муртазаева муар. алт. ; рес. : З. Акимова, Э. Сеит-Аметова. – 2-инджи, гъайрыдан ишлен. неш. – Симферополь : Къырымдевокъувпеднешир, 2005. – 160 с. : рес.
  2. Особенности формирования родной речи детей в условиях двуязычия в дошкольных группах с крымскотатарским языком обучения / С.И. Харахады // Январские педагогические чтения: Современные образовательные технологии. – Симферополь : Крымучпедгиз, 2004. – С. 68-70.
  3. Развитие коммуникативной компетентности воспитателей дошкольных групп с крымскотатарским языком обучения / С.И. Харахады // Психолого-педагогические аспекты развития личности в детские годы: коммуникативная компетентность взрослых : сб. материалов науч.-практ. конф. – Симферополь, 2005. – С. 96-99.
2006
  1. Дошкольное воспитание в системе образования на крымскотатарском языке / С.И. Харахады // Январские педагогические чтения: актуальные проблемы модернизации образовательного процесса. – Симферополь : Крымучпедгиз, 2006. – С. 260-262.
2008
  1. Ильк язы. Иш дефтери: мектеп чагъынадже балаларнынъ эллерини яззмагъа огретмек ичюн дидактик къулланма / С. Харахады. – Симферополь : Къырымдевокъувпеднешир, 2008. – 96 с. : рес.
  2. Мектепке азырланам: балаларны мектепке азырламакъ ичюн дидактик къулланма / С. Харахады. – Симферополь : Оригинал, 2008. – 200 с. : ил.
  3. Умумтасиль мектеплерининъ 1-4-инджи сыныфларында къырымтатар тили боюнджа программалар / А.Р. Бекирова, С.И. Харахады. – Акъмесджит : Тарпан, 2008. – 140 с.
  4. Эгленджели эсап: мектеп чагъынадже балалар ичюн дидактик къулланма / Э. Джаферова, пер. с рус. яз. на крымскотат. яз С.И. Харахады. – Симферополь : Крымучпедгиз, 2008. – 96 с.
  5. Эгленджели эсап. Иш дефтери : мектеп чагъынадже балалар ичюн дидактик къулланма / Э. Джаферова, пер. с рус. яз. на крымскотат. яз С.И. Харахады. – Симферополь : Крымучпедгиз, 2008. – 48 с.
  6. Элифбе : 1-инджи сын. ичюн дерслик / С.И. Харахады ; муарр. алт. Г.Э. Муртазаева. – 3-инджи, гъайрыдан ишлен. неш. – Симферополь : Къырымдевокъувпеднешир, 2008. – 158 с.
  7. Язы дефтери : 1-инджи сын. талебелери ичюн язмагъа огретюв ве нутукъ инкишафы къулланмасы. 1-инджи дефтер / С.И. Харахады. – Симферополь : Оригинал-М, 2008. – 56 с. : рес.
  8. Язы дефтери : 1-инджи сын. талебелери ичюн язмагъа огретюв ве нутукъ инкишафы къулланмасы. 2-инджи дефтер / С.И. Харахады – Симферополь : Оригинал-М, 2008. – 56 с. : рес.
  9. Значение внеклассных форм учебно-корреционной работы в развитии речи умственно отсталых детей / С.И. Харахады, А.М. Аджисалиева // Социальная реабилитация детей с нарушением интеллекта : материалы всеукр. науч.-практ. конф. – Симферополь ; Феодосия, 2008. – С. 152-158.
  10. Оригами как средство развития самостоятельных трудовых действий умственно отсталых учащихся / С.И. Харахады, Г.В. Бондоровская // Социальная реабилитация детей с нарушением интеллекта : материалы всеукр. науч.-практ. конф. – Симферополь ; Феодосия, 2008. – С. 158-167.
  11. Роль художественной литературы в формировании поведения учащихся специальных школ для умственно отсталых детей / С.И Харахады, Т.Р. Умерова // Социальная реабилитация детей с нарушением интеллекта : материалы всеукр. науч.-практ. конф. – Симферополь ; Феодосия, 2008. – С. 171-182.
  12. Становление и развитие Крымского республиканского консультативно-диагностического центра социальной реабилитации детей-инвалидов / С.И. Харахады, О.С. Дьякова // Социальная реабилитация детей с нарушением интеллекта : материалы всеукр. науч.-практ. конф. – Симферополь ; Феодосия, 2008. – С. 167-171.
2009
  1. Внеклассные формы учебно-коррекционной работы в развитии речи умственно отсталых детей / С.И. Харахады, А.М. Аджисалиева // Инклюзивное образование и социальная реабилитация детей с особыми потребностями : материалы всеукр. науч.-практ. конф. – Симферополь, 2009. – С. 118-124.
  2. Роль внеклассной работы в развитии речи учащихся с особыми потребностями / С.И. Харахады // Инклюзивное образование и социальная реабилитация детей с особыми потребностями : материалы всеукр. науч.-практ. конф. – Симферополь, 2009. – С. 136-149.
  3. Художественная литература как средство формирования выразительности речи детей с особыми потребностями / С.И. Харахады // Инклюзивное образование и социальная реабилитация детей с особыми потребностями : материалы всеукр. науч.-практ. конф. – Симферополь, 2009. – С. 125-135.
2010
  1. Элифбе : 1-инджи сын. ичюн дерслик / С.И. Харахады. – 4-инджи, гъайрыдан ишлен. неш. – Симферополь : Къырымдевокъувпеднешир, 2010. – 160 с.
  2. Язы дефтери № 1 : 1–инджи сын. талеб. ичюн язмагъа огретюв ве нутукъ инкишафы къулланмасы / С.И. Харахады. – Симферополь : Крымучпедгиз, 2010. – 56 с.
  3. Язы дефтери № 2 : 1–инджи сын. талеб. ичюн язмагъа огретюв ве нутукъ инкишафы къулланмасы / С.И. Харахады. – Симферополь : Крымучпедгиз, 2010. – 56 с.
 
  1. Использование аналитико-синтетического метода в коррекции нарушений чтения умственно отсталых учащихся младших классов / С.И. Харахады, Р.Б. Бекташева // Инклюзивное образование и социальная реабилитация детей с особыми потребностями : материалы Всеукр. науч.-практ. конф. – Симферополь : Симф. гор. тип., 2010. – С. 136-142.
  2. Проблеми оволодіння кримськотатарською мовою дітьми старшого дошкільного віку / С.I. Харахади // Вісник Прикарпатського нац. ун-ту. Сер. : Педагогіка. Вип. XXXII. – Івано-Франківськ, 2010. – С. 180-186.
  3. Развитие выразительной речи средствами художественной литературы у детей с особыми потребностями / С.И. Харахады // Инклюзивное образование и социальная реабилитация детей с особыми потребностями : материалы Всеукр. науч.-практ. конф. – Симферополь : Симф. гор. тип., 2010. – С. 147-153.
  4. Роль дидактической игры в повышении интереса к урокам родного языка учащихся младших классов / С.И. Харахады // Инклюзивное образование и социальная реабилитация детей с особыми потребностями : материалы Всеукр. науч.-практ. конф. – Симферополь : Симф. гор. тип., 2010. – С. 142-147.
  5. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития / С.И. Харахады, А.М. Аджисалиева // Инклюзивное образование и социальная реабилитация детей с особыми потребностями : материалы Всеукр. науч.-практ. конф. – Симферополь : Симф. гор. тип., 2010. – С. 131-136.
  6. Формы внеклассной работы в развитии речи учащихся с особыми потребностями / С.И. Харахады // Инклюзивное образование и социальная реабилитация детей с особыми потребностями : материалы Всеукр. науч.-практ. конф. – Симферополь : Симф. гор. типография, 2010. – С. 153-160.
2011
  1. Обучение первоклассников произношению специфических звуков крымскотатарского языка на уроках обучения грамоте / С.И. Харахады // Педагогічний дискурс : зб. наук. пр. / Ин-т педагогіки Нац. акад. пед. наук України ; Хмельницька гум.-пед. академія. Вип. 9. – Хмельницький, 2011. – С. 361-366.
  2. Развитие общения детей с нарушениями в развитии / С.И. Харахады // Инклюзивное образование на современном этапе становления школы инновационного типа : материалы Всеукр. науч.-практ. конф. – Симферополь, 2011. – С. 320-328.
2012
  1. Элифбе : 1-инджи сын., окъутув къырымтат. тил. алып барылгъан мектеп. талеб. ичюн дерслик / С.И. Харахады ; рец. : Л.У. Алимова, Э.Э. Абибуллаева. – 5-инджи, гъайр. ишлен. неш. – Симферополь : Къырымдевокъувпеднешир, 2012. – 160 с. : рес.
  2. Биринджи сыныфта нутукъ инкишафы дерси / С.И. Харахады // Ана тили оджаларына. – 2012. – № 3 (7). – С. 27-31.
  3. Миллий 1-инджи сыныф телебелерининъ агъзавий нуткъуны инкишаф эттирюв / С.И. Харахады // Ана тили оджаларына. – 2012. – № 3 (7). – С. 5-7.
  4. Приоритетность развития устной речи первоклассников в процессе обучения грамоте крымскотатарского языка / С.И. Харахады // Проблемы образования на крымскотатарском языке в условиях реформирования системы образования Украины : сб. материалов круглого стола, 28 ноября 2011 г. / сост. Абибуллаева Э.Э. – Симферополь : Крымучпедгиз, 2012. – С. 36-50.
  5. Развитие устной речи первоклассников в программах по обучению крымскотатарскому языку / С.И. Харахады // Январские педагогические чтения. Вып. 10. – Симферополь : НИЦ КИПУ, 2012. – С. 102-106.
  6. Состояние развития устной речи первоклассников в процессе обучения грамоте крымскотатарского языка в учебниках и в учебных пособиях / С. И. Харахады // Педагогический дискурс : зб. наук. пр. / Ин-т педагогіки Нац. акад. пед. наук України ; Хмельницька гум.-пед. академія. Вип. 13. – Хмельницький, 2012. – С. 382-388.